на главную страницу
назад

Домбай – 2000 на "Стайере"


Алексей Школин
март 2000 г.


Мне посчастливилось участвовать в Кубке Домбай-2000 за команду МАИ. На крыле "Стайер" я летал на соревновании впервые. С самого первого полета меня поразил удивительно легкий подъем аппарата при старте в штиль. Легкое управление с помощью клевант, при небольшой нагрузке на них, не требует значительного расхода тела при повороте, компенсатор Петровского в подвесной системе позволил снять большую часть нагрузки с управляющего усилия. Мне понравилось то, что крыло хорошо информирует пилота о структуре потока через клеванты и свободные концы и без особых усилий позволяет четко центрировать поток, это помогало мне догонять и обгонять другие аппараты в потоке. Отличная управляемость и возможность плоского разворота (без скольжения на крен) позволяла мне заходить внутрь спирали другого аппарата и обгонять его при наборе высоты. В дружеской беседе это было отмечено другими пилотами, в том числе и лидером российского парапланерного рейтинга Николаем Шороховым. На прямолинейных участках, при переходе между потоками "Стайер" показал свое превосходство по аэродинамическому качеству и скорости с аппаратами своего класса. В турбулентной атмосфере иногда были сложения типа асимметричных подворотов до 50%, но я не успевал начать выводить аппарат интенсивной прокачкой (или хватало одного качка) как аппарат раскрывался сам. Хотя однажды я попал в один серьезный дежурный ротор около отвесных скал, где до и после меня значительно (более 50%) складывало аппараты многих пилотов. Здесь я тоже получил значительное сложение по передней кромке, машинально подтянул клкванты, поднял голову и мгновенно купол вышел сам без сильного клевка с потерей высоты менее 20 м, хотя я видел, как один из пилотов падал там с "галстуком" более 100 м. Мне пригодился режим долета на "больших ушах" с акселератором при котором аппарат оказался очень стабилен, что помогло мне прийти к финишу вторым в одном из этапов Кубка, я уступил только лидеру чемпионата О.Кушлевичу, летающему на фирменном “Nova X-pert”. По итогам Кубка я оказался седьмым (из 35) и остался очень доволен характеристиками аппарата "Стайер". К сожалению, это крыло было представлено только одним пилотом.