fbpx
  • Выбор типа маршрута
  • Прогноз погоды
  • Построение маршрута
  • Заключение

Выбор типа маршрута

В парапланерном спорте выделяют несколько основных маршрутных упражнений:

1) полет на открытую дальность — свободный маршрут на максимальную дальность за весь полет;

Полет на максимальную дальность

2) полет через ППМ — полет через несколько заранее определенных поворотных пунктов маршрута;

Полет через ППМ

3) полет с возвращением — маршрут через одну ППМ и возвращением на старт;

4) свободный треугольник — маршрут с возвращением, замыкающийся в треугольник;

Свободный треугольник

5) треугольник ФАИ — маршрут с возвращением, замыкающийся в треугольник, при этом самая короткая сторона треугольника должна быть не менее 28% от его периметра.

Треугольник ФАИ

В соревнованиях наиболее частыми упражнениями являются полет через ППМ и треугольники. В погоду со штилевым или слабым (до 3 м/с) фоновым ветром в Клину в качестве тренировочного полета для мня предпочтительными являются свободный треугольник или треугольник ФАИ и вот почему:

— Это интересно. В отличии от полета на открытую дальность, где ты фактически летишь, пока не кончится погода, так далеко, как только сможешь, в полете на треугольник приходится максимально качественно продумывать маршрут и предугадывать погоду, чтобы успеть вернуться до того, как погода кончится.

— Нет проблем с логистикой, т.к. не нужно думать о том, как возвращаться обратно, ты и так прилетаешь на старт.

— Если на следующий день надо на работу, то шансов пораньше вернуться домой гораздо больше, т.к. опять же уходит проблема подбора и возвращения на старт.

— Если забомбиться во время прохождения маршрута, то удаление от старта скорее всего будет не таким большим, как при полете на открытую дальность. Есть вероятность успеть на старт и стартануть еще раз!

— Большая вариация построения маршрута. В полете на открытую дальность план маршрута фактически выстраивается вдоль одной линии (чаще всего по ветру). Треугольный маршрут даже вокруг одного летного места можно построить совершенно по-разному, варируя при этом сложность, продолжительность полета и изучение летной зоны вокруг старта.

— Результат в полете на дальность в штилевую погоду будет хуже, чем с хорошим фоновым ветром.

Прогноз погоды

Не трудно догадаться, что для прохождения хорошего треугольного маршрута должны совпасть несколько погодных условий:

1) Хорошая маршрутная погода в целом. Высокая база и термические потоки — наши лучшие друзья.

2) Штилевой или слабый фоновый ветер. Пробиваться против сильного ветра — сложная задача, особенно на неспортивных крыльях.

Обычно я планирую свой маршрут за день-два до полета. Если полеты на выходных, то в пятницу во второй половине дня, т.к. прогноз уточняется со временем, соответственно чем ближе к полету, тем прогноз корректнее. Я использую два погодных сайта для отслеживания прогноза — windy.com и xcskies.com. Оба сайта предоставляют информацию о погоде по нескольким прогнозым моделям. Замечу, что за три года наблюдений прогноза и фактической погоды в Клину, лучше всего показала себя модель ICON EU (6.5km), хотя и ей иногда свойственно ошибаться.

На винди удобно быстро сравнить показания ветра по разным моделям прогнозов на разных высотах.

Сравнение прогноза ветра в windy

XCskies предоставляет обширную подробную информацию по погодным условиям, начиная от облачности на высотах до индекса прогрева земли. Отмечу один интересный показатель — XC potential. По факту сайт проделывает работу по анализу погодной информации за нас и рассчитывает вероятность хорошей маршрутной погоды. Доверять только этому показателю не стоит, хотя как показала практика, в Клину он работает неплохо, но оценивать его все же стоит вкупе с остальными данными. Я не буду заострять внимание на чтении погодных показателей, например, по аэрологической диаграмме, на этот счет написано много статей в интернете и книг, где всё разъясняется гораздо лучше, чем это смогу сделать я.

Выделим показатели, которые нас интересуют больше всего для планирования маршрута. Отмечу, что важно смотреть прогноз не только для точки старта, а отслеживать изменение погоды в каждой точке предполагаемого маршрута по времени его прохождения. Т.е., если мы видим, что к 15:00 в 20 км западнее от старта небо будет полностью закрыто облаками, то надо спланировать маршрут так, чтобы к этому времени или пролететь данный участок или не лететь в эту зону.

1) Высота базы облаков и её изменение. При базе менее 1000 м прохождение маршрута будет сложным. Предпочтительно 1500+ м. Обычно база поднимается в течение дня, от её высоты также будет зависеть время старта.

Апрель 2019 г. База около 2500 м

3) Приземная инверсия в начале дня и её изменение.

4) Ветер от земли до базы и изменение его силы и направления. Т.к. большая часть нашего маршрута будет пролегать на высотах > 1/3 базы, важно оценить направление и силу ветра на этих высотах.

5) Предполагаемая высота и сила термиков.

6) «Глубина» кучевых облаков — развитие облачности в высоту, вероятность осадков и гроз.

7) Инверсии выше базы. Если будет инверсия чуть выше базы и при этом сильное развитие облаков, то довольно быстро кучевые облака «расплывутся» в блинчики и закроют небо, т.к. высота их развития будет ограничена инверсией.

8) Покрытие облачности в течение всего дня в местах прохождения предполагаемого маршрута. Однажды, примерно на половине маршрута наползла высотная облачность, гораздо плотнее, чем обещал прогноз (обещали 50-60%, по факту 90-100% неба было закрыто). Казалось бы, что маршрут можно заканчивать, но прогноз обещал чистое небо примерно через полтора часа и я об этом знал. Час отвисания и выживания в нулях и соплях, топтания на месте, и постепенно небо открылось и позволило продолжить маршрут.

При оценке погоды мы должны постараться определить продолжительность маршрутной погоды — её начало и окончание. Это позволит нам спланировать длительность нашего полёта. По направлению и силе ветра нам надо определить приоритетное направление нашего треугольника. В штиль можно строить маршрут в любую сторону, но, во-первых, штиль редко бывает на высоте, во-вторых, в течение дня центр антициклона/циклона скорее всего сместится и появится фоновый ветер. В штиль и слабый ветер отлично лететь треугольник ФАИ. При фоновом ветре около 3 м/с проще пролететь свободный треугольник. Маршрут надо строить так, чтобы против ветра пролететь наиболее короткий участок треугольника.

Пример маршрута со слабым западным ветром

Или, еще один вариант, летать одну сторону с боковым встречным ветром, наиболее короткую против ветра/с боковым более встречным и наиболее длинный участок по ветру/с боковым по ветру. При этом надо учесть изменение силы ветра в течение дня и его направление в разных точках маршрута.

Построение маршрута

При планировании маршрута я использую следующие сайты:

– https://fpln.ru/ — запретные зоны для полетов;

– https://xcglobe.com/ways — редактирование ППМ;

– https://xcplanner.appspot.com/ — план треугольника, расстояние и длительность маршрута;

– https://thermal.kk7.ch/ — карта термиков.

Запретки вокруг Клина

Фактически есть только две зоны вокруг Клина, которые нас интересуют при планировании маршрута. На самом деле зон больше, но остальные нас интересуют скорее при полете на дальность (возле Солнечногорска, Истринского водохранилища и т.д.).

Настраиваем на сайте fpln.ru показ зон воздушного пространства и воздушные трассы.

Видим обширную запретку UUR320 на севере и западе от Высоковска на высотах от земли до 2000 м. Вторая зона находится на севере от Клина — Клинский аэродром, желательно держаться от него подальше.

Запретки в районе Клина

Также не стоит забывать, что мы летаем в зоне С Клинского аэродрома, так что на высотах до 7000 футов (~2100 м) есть вероятность встретить самолеты и вертолеты, поэтому всегда надо быть на чеку и смотреть по сторонам.

Диспетчерская зона Клин

Построение треугольника

Определили зону наших полетов с учетом погоды и запретных зон. Пришло время перейти непосредственно к построению маршрута. Я использую два сайта — xcglobe и xcplanner (может быть недоступен, используйте прокси, vpn или tor).

Подгружаем клинские точки в xcglobe. Скачать можно в вк группе XC Klin MAI. Это основные точки вокруг Клина. На сайте их можно редактировать, удалять и добавлять свои.

Точки в xcglobe

Теперь необходимо спланировать треугольник по точкам, при необходимости добавить свои точки. Для построения треугольника использую сайт xcplanner. Допустим, что будем строить маршрут при штилевой погоде с хорошей базой и продолжительность полета составит около 4 ч, при этом погода «начнется» около 11:30, а в 14:00 небо закроет плотной верховой облачностью с востока вплоть до Клина. При штилевой погоде средняя скорость прохождения маршрута составит от 7 до 20 км/ч в зависимости от силы термиков, высоты базы, скорости крыла, вашего умения и т.п. (пример крутого треугольного маршрута с Vср = 25 км/ч). Возьмем среднюю скорость 12 км/ч, тогда за 4 часа мы должны пролететь около 48 км, такой треугольник и будем строить. Рассчитываем начать полет по маршруту около 12:00 и учитываем, что через два часа (посредине маршрута) Клин закроет верховой облачностью. К этому времени солнце будет уже на ЮЮЗ, значит тень от облачности будет падать на ССВ и не закроет большую часть зоны наших полетов.

Верховая облачность в 14:00

Построим прототип нашего маршрута так, чтобы вершина в стороне Клина была в начале нашего полета. Установим скорость в настройках сайта в 12 км/ч и поставим точки так, чтобы получился треугольник с периметром около 48 км. Цветные зоны помогают располагать вершины треугольника таким образом, чтобы получился треугольник ФАИ. Если хотя бы одна вершина будет находится за цветной зоной, получится свободный треугольник.

Прототип маршрута

Теперь надо перенести маршрут на наши реальные точки на сайте xcglobe. Стартуем в точке А01, следующий поворот нам надо сделать в районе дорожной развязки около села Ямуга, для этого поставим дополнительную точку U01 и зададим достаточно большой радиус цилиндра, которого нам надо будет коснуться во время полета. Большой радиус позволит сделать маневр во время полета — если захотим треугольник поменьше, то можно будет только коснуться цилиндра, если побольше, то можно будет пролететь глубже внутрь цилиндра.

Устанавливаем первый ППМ

Следующий поворот нам нужно сделать в районе села Караваево. В этом нам поможет точка S03(Стрелково), опять же установим радиус побольше, чтобы во время полета у нас был маневр сократить или увеличить конечный треугольник. Понять допустимые зоны треугольника нам помогают цветные зоны вершин на xcplanner.

Далее нам надо сделать поворот в районе села Третьяково, там уже стоит точка W03. В целом, на этом полет можно завершить, т.к. треугольник завершен, но нам же надо еще вернуться на старт (ради чего мы все это затеяли), поэтому ставим финальной точкой — точку старта А01. XCglobe показывает нам, что по оптимизации (если лететь только касаясь цилиндров) получился треугольник 29.4 км. Это наш вариант, если фактическая погода будет не очень. Если же с погодой все будет хорошо, то можно залетать глубже в цилиндры, тем самым отодвигая вершины треугольника и увеличивая его периметр.

Результат маршрута

Получается неплохой тренировочный треугольник, но он не оптимален с точки зрения максимального периметра за летное время. Ведь в данном случае мы тратим дополнительное время на возвращение из точки W03 до старта (или надо садиться в W03 и добираться на старт по земле, не наш метод). Для достижения максимального периметра и пролета рекордных треугольников надо располагать одну из вершин треугольника в месте старта или посадки. В Клину такой треугольник сделать проблематично из-за обширной зоны запретки на севере и западе и из-за обширных лесов на юге и ЮЗ. Вот пример треугольника 29.9 км с вершиной в А01, но пролететь его в результате будет гораздо сложнее из-за обширной зоны лесов.

Треугольник с вершиной А01

Далее сайт xcglobe позволяет скачать наши точки в разных форматах, чтобы загрузить в летный прибор, а также скачать саму задачу, её тоже можно загрузить в летный прибор, если он поддерживает такую функцию, чтобы не забивать задачу вручную.

Скачивание точек

Анализ пролета по маршруту

На тему оптимального прохождения маршрута написано много книг на парапланерную/планерную тематику и статей, например, на сайте para2000. К слову, это тот навык, развивать который можно бесконечно, как и понимание погоды и оттачивание техники обработки потоков. Отмечу лишь основные зоны подпитки потоков, которые нас должны интересовать больше всего при прохождении маршрута:

  • Промышленные объекты (заводы, группа цехов с площадками в поле, карьеры и т.д)
  • Небольшие населенные пункты, которые можно перелететь
  • Склоны холмов, склоны у речек в виде ложки
  • Распаханные и подсохшие поля
  • Группы строений
  • Пром. площадка (асфальтированная со строениями)
  • Отдельная большая площадка (Грунтовая или бетонная или асфальтовая)
  • Поля с сельхоз. культурами
  • Луга с редким кустарником и небольшими деревцами
  • Луга
  • Поляны в лесу
  • Развязки
  • Небольшие хвойные лесные массивы в вечернее время.

Чтобы примерно понять, что нас ждет на маршруте, удобно использовать Google Earth. Чтоб подгрузить точки по задаче в Google Earth, надо сохранить задачу с сайта xcglobal в формате OziExplorer и конвертировать (например, онлайн) в формат KLM. Также удобно использовать сайт с картой термиков. К сожалению, по Клину информации мало, т.к., во-первых, летает не очень много пилотов, во-вторых, те, кто летают, ленятся загружать треки в базу полетов.

Карта термиков в районе Масюгино

Наиболее частые места схода потоков на нашем «родном» поле:

Основные места схода термиков в Масюгино

Далее нам надо взять первую вершину нашего треугольника — U01. По пути есть два отличных места схода потоков — автомобильные развязки. Но нас ждет перелет через 3.5 км леса. Посчитаем необходимую высоту, чтобы перелететь лес с остаточной высотой 800 м. Возьмем за основу качество параплана в турбулентную штилевую погоду = 6.

3.5 / 6 * 1000 + 800 ~= 1400 м.

Второй вариант облететь лес справа. Дольше, но есть вероятность поймать поток в районе поля и населенных пунктов.

Дальнейший участок маршрута не должен вызвать трудностей, по пути достаточно хороших мест с высокой вероятностью схода потоков. Стараемся облетать «мокрые» зоны и держимся подальше от Клинского аэродрома.

Продолжение маршрута после U01
Дальнейший полет после U01

Наибольшую сложность при прохождении маршрута представляет взятие точки S03 из-за большого количества леса на подлете. К следующей точке есть вариант полететь через Матвеево при уверенности в своих силах и погоде или возврат через развязку М-11 в районе Решоткино.

Если вспомнить, что наш треугольник имеет довольно большую вариативность пролета, то можно вообще не долетать до Караваево, а повернуть в Коноплино, Решоткино или в Введенском. Решаем по фактической погоде в полете.

Переход от S03 к W03 не должен вызвать больших трудностей, на маршруте достаточно мест схода термиков. Если выбираем лететь через озеро в районе Селинского, то лучше облетать его севернее или, при наличии хорошего запаса высоты, можно пролетать прям над ним. Если забомбиться около него, можно получить бонус в виде купания. Если выбираем лететь через Матвеево, то нужно внимательно следить за запасом высоты, перелетая лесные зоны. В зоне над Высоковском обычно достаточно потоков, но в любом случае надо следить за запасом высоты, чтобы хватало долететь до любого поля вне города. В самом Высоковске есть футбольное поле, его хорошо видно с воздуха.

Варианты дальнейшего прохождения маршрута
Зоны посадок в Высоковске

Участок от W03 наиболее простой, вокруг много полей и летишь недалеко от основных дорог.

Возвратный участок маршрута

Заключение

Несмотря на довольно большой объем данной статьи, планирование маршрута на самом деле не отнимает много времени, обычно это занимает 1-2 часа. Зато очень хорошо помогает в понимании погоды и развитию тактического мышления. Помимо основного варианта маршрута я стараюсь подготовить 1-2 дополнительных, немного отличающихся от основного, на случай, если ветер будет чуть сильнее/чуть изменит направление, и короткий вариант на случай, если погода окажется заметно тухлее, чем обещает прогноз. Полетный вариант я выбираю уже перед стартом по фактической погоде. Также важно уметь перестраивать маршрут уже в воздухе, если погода развивается не совсем так, как мы ожидаем.

Автор статьи: Сергей Дудкин


Комментарии: