на главную страницу
назад

Ура, получилось!

Буксировка с возвратной лебедкой - конструкция и опыт применения

Михаил Петровский,
Игорь Матусевич

Михаил Петровский на возвратной лебедке

Безуспешно наш клуб искал возможность улучшения качества и увеличения количества полетов на парапланах (дельтапланах) в Москве и ближайшем Подмосковье, но из Крылатского гонит милиция, а на "трикотажку" редко дует и деревья с огородами никак не понижают вероятность травматизма.

Ещe в мае - июне 1999 года мы начали экспериментировать на буксировочных полётах, где основной проблемой была скорость и технология возврата буксировочного троса на старт. В итоге совместных усилий в клубе была разработана и применена новая схема буксировки .

Идея состоит в том, что при буксировке активной лебёдкой к тросу в 20-40 метрах от пилота прикреплен трос, который во время затяжки разматывается от второй, менее мощной лебёдки, расположенной на старте. Когда пилот отцепился, лебёдка, находящаяся на старте сразу сматывает трос на себя до тех пор, пока кольцо подцепки не вернется на старт. Метрах в четырех-пяти от прицепного устройства мы расположили планирующий парашютик небольшой площади для того чтобы 20-40-метровый отрезок троса находился налету и не запутывался вокруг троса, волочащегося по земле. Получается, что троса двух лебедок, расположенных на расстоянии 400-1000 м друг от друга, соединены карабинчиком к которому в свою очередь подсоединен поводок 20-40 метров, идущий к пилоту, поводок необходим для того, чтобы трос идущий от пилота назад к старту не мешал последнему и в случае возможного заедания троса на малой лебёдке пилот успел бы отцепиться (чем длиннее поводок, тем больше времени у пилота на отцепку в экстренном случае). При данной схеме очень важно качественное разматывание троса с малой лебёдки; по причине неравномерной тяги при резком снижении скорости движения троса возможно образование на барабане так называемой бороды из-за инерции барабана, поэтому мы установили простенький автоматический тормоз на барабан малой лебёдки, который вовремя подтормаживает барабан при ослаблении троса.

Полученные результаты вполне удовлетворили нас:

Интенсивность стартов 3-4 мин. при затяжке 300-400 метров (для парапланов).
Перестала быть необходимость мотоцикла (снегохода) с водителем для оперативной доставки троса на старт.
Появилась возможность располагаться на тех полях, на которых по причине их рельефа или сельскохозяйственной занятости полеты проводить было нельзя, следовательно больше возможности выбрать удачное поле для термичных полётов.

В результате мы приступили к интенсивному обучению на парапланах на буксировке, которая позволяет в равнинных условиях значительно эффективнее чем на маленьких горках обучать новичков, и что особенно приятно - повысилась безопасность полетов, практически исчез травматизм, связанный с обучением . За 7 месяцев мы провели около 40 летных дней и кол-во стартов составило приблизительно 2,5-3 тысячи.

Отрицательные моменты следующие:

Чуть более строга система при кренах на параплане.
Высота затяжки при прочих равных ниже на 10% чем при обычной буксировке.