Что входит в программу начального обучения?
- Теоретический курс (Место проведения теоретического курса).
- Практический курс.
- Занятия в подвесной системе.
Парапланерная школа МАИ начала обучать первых учеников в далеком 1999 году, а инструкторский состав школы имеет очень больший опыт. Часто можно услышать мнение о том, что научиться летать можно и самому, но исходя из нашего опыта, этот путь значительно более долгий и травмоопасный. Если вы хотите не только научиться некоторым навыкам управления парапланом, но еще и понимать, что происходит в воздухе вокруг вас, то самый верный способ – пройти обучение в парапланерной школе.
Практическое обучение полетам на параплане можно условно разделить на насколько этапов.
- Изучение основных элементов конструкции параплана и подвесной системы
- Освоение техник управления парапланом на земле
- Изучение правил буксировки на лебедке
- Совершение первых самостоятельных полетов и выполнение учебных заданий в простых погодных условиях
- Совершение первых самостоятельных полетов на горке в простых погодных условиях
- Совершение первых полетов на горке в динамике
- Совершение полетов в слабых термических условиях
Все начинается с наземной подготовки и изучения основных элементов конструкции параплана. Как только ученик осваивает основные понятия, можно переходить к отработке навыков управления парапланом на земле. Это возможно благодаря тому, что параплан – один из наиболее медленных летательных аппаратов, и при наличии достаточного ветра уже может лететь, пока пилот все еще находится на земле.
Постановка упражнений и используемое оборудование при обучении полетам на параплане с использованием активной лебедки
Используемое оборудование:
Для полетов
Парапланы BodyGuard, Evolution
немецкой компании U-Turn, сертифицированные как парапланы для обучения (DHV 1), размеров S, M и L, позволяющие производить обучение пилотов в весовой вилке от 47 до 115 кг.
Для занятий на земле
Парапланы BodyGuard и другие.
Работа с парапланом на земле
Обучаемый учится поднимать купол. Удерживать параплан над головой подбеганием под него и перекосами тела. Отрабатывается умение корректировать положение купола с помощью клевант.
Эти базовые упражнения повторяются каждый день в процессе обучения.
Критерием хорошей работы с парапланом на земле является умение выполнять контрольные упражнение – ускорение, замедление скорости движения, возвращение купола в положение над головой из крена более 30 градусов.
Для допуска к полетом достаточно уметь поднимать купол передним стартом и пробежка с куполом с демонстрацией умения его удержать над головой с помощью клевант и подбегания. После допуска к полетам, упражнения на земле продолжаются.
Полеты с применением активной лебедки
Учебные полеты обычно проводятся во второй половине дня, ближе к вечеру, когда состояние атмосферы более стабильно.
Наблюдая за действиями ученика в поле, инструктор принимает решение о допуске к полетам. Часто это происходит в первый или второй день занятий, если сила ветра позволяет освоить основные навыки.
После допуска к полетам, ученику выдается другой параплан, на котором он будет летать, и нужно на нем продемонстрировать все те навыки, которые были показаны до этого, чтобы у ученика не было неуверенности в новом крыле. Перед первым полетом выдается радиостанция и отцепка, проводится инструктаж по действиям на старте, отцепке и посадке.
Первый полет
Во время первого полета оператор лебедки поднимает ученика на высоту 15 – 40 метров с использованием минимально возможной тяги на тросу, чтобы облегчить ученику управление, и совершает “протягивание” на этой высоте на расстояние 300-400 метров. Затем, если ученик действует адекватно и может контролировать направление движения параплана относительно троса, оператор добавляет тягу и поднимает пилота на высоту порядка 100-120 метров. На этой высоте ученик совершает отцепку от троса, разворачивается на 360 градусов и приземляется против ветра в центре поля. Если действия пилота не вызывает доверия, затягивание на большую высоту не производится и, отцепившись, ученик, не делая маневров, продолжает прямолинейный полет и приземляется против ветра. Возвращение на старт должно проходить сбоку от троса.
В любой момент подъема, ученик, используя специальные знаки может прекратить затяжку и отцепиться.
Второй и последующие полеты
Если ученик в свой первый полет сделал все правильно, то следующий полет на параплане проходит на высоте до 150 метров, с заданием совершить возврат к старту и посадкой против ветра. Следующие несколько полетов также заключаются в возвращении на место старта c разворотом на 360 градусов и с заходом на посадку против ветра. С выполнением в процессе возвращения “змейки” – цикла разворотов вправо и влево, следующих друг за другом.
Если ученик стабильно управляет куполом при наборе высоты, правильно заходит на посадку, мы переходим к отработке компенсации клевков купола и выработке устойчивых навыков в управлении параплана. В процессе полетов выполняются такие фигуры как разворот на 360 градусов, поворот на базовую глиссаду перед посадкой, заход на посадку на скорости, «уши», развороты с использованием внешней клеванты.
Перед началом буксировки вырабатываются более стабильные навыки поднятия купола как передним, так и задним стартом, рассказываются особенности данного купола по сравнению с другими.
Считается, что ученик завершил начальную стадию обучения и готов к совершению самостоятельных полетов в стабильной атмосфере при слабом ветре если он:
- знает и соблюдает технику безопасности
- освоил технику экстренного снижения “уши”
- умеет устойчиво и адекватно реагировать на движения купола соответствующей работой весом тела и клевантами
- проявляет знания по начальной аэрологии
- усвоил правила расхождения в воздухе
- знает технику использования запасного парашюта
- понимает логику организации самостоятельных полетов и работе с куполом
- умеет компенсировать на тренажере сложения и клевки
Обычно эти первоначальные этапы занимают не менее восьми практических занятий. При желании пилота, прошедшего начальное обучение, далее идет период накопления навыков и усовершенствования мастерства на аппарате пилота или на аппаратах школы под контролем инструктора.
Далее, мы переходим к более тонкой технике работы с куполом, предшествующей обработке термических потоков. Вырабатывается умение делать плоскую спираль, повороты с малой потерей высоты, контроль внешней консоли при разворотах и другие меры безопасности при полетах в турбулентной атмосфере, правильное пользование триммерами и акселератором (если они есть).
Следующим этапом обучения являются непосредственно полеты с использованием термических потоков.
Для проходящих начальное обучение летом организуются выезды на полеты в несложных условиях, в том числе на Юцу (северный Кавказ, Пятигорск), при этом время налета за полторы недели выезда на Юцу часто составляет порядка 10 часов. Реально находится в диапозоне от 0 до 38 часов, что зависит от пилота, погоды и многого другого.
Параллельно с практическими занятиями, в клубе читаются теоретические лекции и проводятся занятия в подвесной системе на тренажере.