Будучи год назад в Сочи на отдыхе, мы познакомились с местными парапланеристами, полетали вместе с Пластунки, благо купола были с собой после Юцы. Слово-за-слово, и тут Костя, председатель местного параклуба, обмолвился о том, что ,якобы, еще чуть-чуть и появится возможность попробовать морскую буксировку. У нас потекли слюни. Опыт равнинной буксировки есть, дело это уважаем, а морская - это вообще супер, авантюра, любимый запах! Каждую встречу смотрим на Костю горящими глазами - как, мол, скоро?.. Несудьба. Облом. На прощание, как взмах платочком, планы развернуть коммерческую буксировку на следующий год. Про себя думаю,- "черт, все брошу и поеду! Интересно до смерти!"... Осень. Зима. От ребят ни слова. Надежды гаснут. Типа, языком потрепали, и все на этом. Весна. Уже почти забыли. Свои планы на лето, все такое... Вдруг Костя очнулся от зимней спячки. Есть в Лазаревском человек, который имеет желание и возможности поднять морскую буксировку параплана-тандем и катать пляжников( за деньги, разумеется). Более того - есть все что для этого нужно( ну, или почти всё, как потом оказалось) - катер, параплан-тандем, лебедка, подвески. Со своей стороны ищем где можем любую информацию по морской буксировке парапланов. Мало-ли. Земная твердь от воды, вроде как, отличается. Возможны тонкости, нюансы. НИГДЕ! НИЧЕГО!.. Ура! Изобретаем водный велосипед. Небезосновательно считая себя сусаниными, взвалив мешки с одиночками за спину, едем разгонять чаек.
   29.06. Лазаревское встречает проливным дождем, низкой свинцовой облачностью и пронизывающим ветром. На море шторм. ЕПРСТ! Куда мы приехали?! В Москве и то как-то повеселее было. Первое впечатление обмануло. К вечеру немного распогодилось, дождь подстих. Разобравшись с жильем, идем смотреть место старта. Предполагалось делать разбег и посадку в устье р.Псезуапсе - 300-400м вглубь берега до ж-д моста и метров 200 шириной. Но даже при беглом осмотре место не вызывало оптимизма - река мелкая и бурная, в 3-4 рукава в некоторых местах и тихими заводями типа "лужа" со всех сторон. Галька везде изрыта - то канава, то курган. Мусор, ветки, арматура, бревна, крупные булыжники, побегав по которым можно повыкручивать ноги... Как минимум, здесь все надо ровнять бульдозером. А по-хорошему, вообще искать другое место. При Новороссийском ветре( С-З, один из наиболеечастодующих) обрыв троса на малой высоте чреват прямым попаданием парапланом по пирсу, пляжным надстройкам отелей, лодочной станции со всеми вытекающими. Адлерский ветер ( Ю-В,Апханак) здесь предпочтительнее, но он дует гораздо реже Новоросса. Почесав репу, выносим вердикт - для старта место не пойдет. На следующий день с утра едем смотреть катер. Свирский пляж, другой конец Лазаревского. Две телеги. Одна пуста - шхуна повезла пляжников на рыбалку, опустошать море. На другой, поигрывая на солнце давным-давно помутневшими остатками хромированных деталей и замасляным пластиком, окруженный горами запчастей, болтов и шайб - наш будущий буксир. На правом борту карандашом еле видно нашкрябано "CALIPSO". Неужели тот самый?.. Нет?.. Опять обманули... Из моторного отсека изредка то появляются, то снова исчезают шоколадные спины - работа в самом разгаре..? Катер к спуску не готов. Судя по спущеным колесам телеги, не готов он уже довольно долго. Что-ж, есть время расползтись мыслями по местному пляжу, в котором нечаянно и находим вполне подходящее место для старта, правда только под Новоросс - пляжные постройки заканчиваются, в сторону Туапсе на берегу практически везде есть место под аварийную посадку (о посадке в поселке или окрестностях и думать забыли - там ее просто нет нигде..,джунгли, СЭР), от кромки моря до железки метров 50, из них пригодно, правда, только 30 - дальше бетонные шпалы во всю длинну, но если стартовать под 45 градусов к береговой линии, то и этого вполне достаточно. Галька умеренно мелкая и ровная, без холмов и рытвин. Лучше не найдем рядом нигде. Слава богу, с местом определились, щупаем атмосферу одиночкой. Шелестя, бледно-лимонный "Стайер" лениво встает над Свирским, оживляя сонных курортников новизной происходящего. По субъективным ощущениям массы выделенного нам внимания понимаем, что ставим здесь нечто кардинально новое, многими доселе невиданное. Купол стоит ровно, не шелохнется, несмотря на палящее полуденное солнце. Да, условия просто идеальные. На равнине такое даже в вечернее "молоко" не всегда бывает.
  Пока катеру вправляют, занимаемся ноу-хаустроением. Саша до нашего приезда с трудом себе представлял процесс буксировки парапланов, и жизненно важных мелочей как раз-таки не хватало: нет прицепного кольца на трос лебедки, ищем замену, без него никак - потолочный шуруп с поросячьим завитком вместо шляпки для ну очень больших, наверное, люстр. Пойдет? Там отрежем, сям заварим и кольцо готово. Тормозного парашюта на смотку нет - шьем. Колдун, как же без него, пальцем ветер мерить что-ли - шьем. Еще проблема - упавший в воду парашют это конец смотке, упрется рогом и никаким трактором его на борт не затащишь. Романтический закат и пара кружек пива рождают на свет разрывное звено на центральной стропе, в воздухе поддерживающее парашют в форме, а в воде превращающее его в медузу, почти не препятствующую смотке... Хм... И куда теперь девать парашют, ведь затяжка по его центральной стропе теперь невозможна... Оставить просто болтаться на тросу - будет мешать разбегу... Еще один закат и две пары пива укладывают парашют в небольшой чехол с зачековкой собственными стропами, и цепляют его карабином к кольцу. Все. При разбеге он эротично болтается на замке, а при отцепе расчековывается, вываливается из чехла и раскрывается, стильно тормозя.
...Все готово...
...
Жара...Пекло...
..............
   В томительном ожидании выздоровления буксира решаем время зря не тратить, и опробовать процесс на рыбацком катере, благо он с 9ти до 16ти свободен. Чем измерить скорость катера? По наземной буксировке знаем, что в штиль машина должна держать 50 - 55 км/ч для более-менее нормальной затяжки. Если катер не будет давать полтиника, могут быть проблемы. Как ни странно, никто из морских волков не может толком назвать цифру, сколько-же идет катер в земных измерениях относительно дна( по воде ощущения скорости субъективны). Штатных приборов нет (они, по большому счету, на море и не нужны), специальные редки и стоят дорого. Остается мой старый добрый GPS, не раз выручавший в высоких и дальних полетах (да и не только). Конечно, насчет точности измерения скорости можно поспорить, ведь это не основная, а скорее вспомогательная функция в навигаторах. Тем не менее, помнится, сравнивая показания GPS и спидометра своего авто, не нашел больших расхождений (в пределах нескольких единиц).
Первая проба "рыбака" дает откровенно унылый результат - катер плохо выходит на глиссер( другими словами, плохо разгоняется до возможного максимума, задирая нос и пытаясь выпрыгнуть из воды), на скорости плохо управляется (водомет), 42 км/ч против волны, 45 - параллельно (по волне)...:-(    Невзирая ни на что, ставим лебедку, и... получаем закономерный результат своей поспешности - катер на полном газу, лебедка на полном клине, еле-еле вытаскиваю Хаббла на 20м откуда он вполне естесственно не дотягивает до берега. Что-ж, отрицательный результат - тоже результат. Вместе с опытом первого приводнения имеем уже более четкий портрет необходимого буксира, коим и пользуемся после спуска "CALIPSO". Казалось бы, его-то без малого 100 лошадей должно уже хватить... Дури много, а speed-у нет. Винт взбивает воду, как сливки. Ретивые кобылы ставят катер на дыбы. А толку - ноль. Лепим сзади антикрылья, меняем винт на собрата с бо'льшим шагом - ура! Летаем. 45-47 км/ч - это уже прогресс. Но штиль нам опять противопоказан. Хотя, здесь постоянно что-то, да дует. Как правило (при нефронтовом развитии) - утром до 11-12ти с гор, после 12ти - Новоросс и до 5-6ти вечера. Далее за 10-15 минут он меняется на Апханак, а после 7ми опять с гор. Если смены на Апханак не происходит, то до 7ми - штиль.
   12.07, дерзко нарушив все правила приграничной зоны (потолок 200м), над Лазаревским на высоте 570м! появляется НЛО, несколько напоминающее параплан, и в течении 20 минут, будоража умы отдыхающих, бесшумно парит в вышине. Отзвуки нашего ликования доносились, вероятно, до отдаленных ущелий Кавказского хребта. Смотка прошла успешно. В воду упало лишь метров 100 троса, остальное смоталось в воздухе. Все, что мы наизобретали, сработало, как часы. Даже отъявленные пессимисты были вынуждены констатировать, что процесс пошел. Со скрипом, но пошел. Дальше в лес - больше дров. Уже при отработке буксировки на одиночках полезли всякие мелко-технические пакости, как то: внутрикатерные течи масла, самоотвинчивания жизненно необходимых болтов и шурупов, хроническая нехватка подзарядки батарей из-за активного использования стартера на лебедке, охладительно-расширительные извержения жидкости в двигателе вследствии его недоношенности изначально, либо переношенности путем применения к нему запредельных нарузок и дальнейшего перегрева. Электрический хандреж и самоотрубания движка вылечили установкой 90А генератора, после чего электроматчасти больше не касались.
   Через неделю, от души налетавшись на своих "Стайерах", раскладываем тандем. Карамысла, подвески в порядке, купол разложен ровно на ветер, колдун колдует 3-5м Новороссийска, пилот и пассажир пристегнуты к подвескам и ждут. Чего-же они ждут..? Не все так просто. На пути у парапланериста, желающего полетать над морем, встают не только трудности железно-механического характера. Почти всегда на линии его разбега будут лежать ленивые полукопченые пляжники, неохотно покидающие охлажденные своими телами места. Вот их-то и следует разо... вежливо попросить передвинуться. Правда, передвигаются они медленно и, как правило, недалеко, да и к следующему старту их место займут другие, так что это постоянный процесс. К тому же катеру в прибрежной зоне необходимо перед затяжкой прорубить себе дорожку в открытое море ( не лететь же по головам), и тут же ее использовать, иначе бесхозная она затянется купающимися моментально. Делать это лучше сиреной, либо матюгальником с хорошими децебелами. ПАРАПЛАНЕРИСТ! ПОМНИ : хорошо расчищенная площадка и ровно разложенный купол - вот слагаемые успешного старта! ........... Лечу без вариометра дабы в случае чего не замочить дорогую электронику. Подцепив кольцо берегового троса к замку и еще раз проверив все карабины и ремни, машу катеру на старт. Тяга. Упираемся, пока можем. Пошли. 42-х метровый "Gradient" встает без особого напряга. Два шага, и мы в воздухе...

P.S.
Итак, морская буксировка 2001 состоялась. Колличество взлетов на пять больше приземлений. Остальное - приводнения. Из них 2 (два) полных - с погружением всех частей тела и параплана в морскую воду( с последующим опреснением). Максимальная высота полета - 570 метров. Максимальная дальность затяжки с возвращением - 5 километров. Колличество сбитых чаек - 0. Колличество сбитых пляжников - 0 . Колличество синяков и царапин - сбой подсчета. Колличество поломок катера - сбой подсчета. Колличество заработанных баксов - меньше потраченных (пока).


GALERY MAIN TECH